Информация к новости
6-12-2022, 10:46

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в администрации Абазинского муниципального района

Категория: Противодействие коррупции / Методические материалы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в администрации Абазинского муниципального района
1.Общие положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с федеральными законами от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15 ноября 2007г. № 75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике».
2.Основные направления организации работы
по противодействию коррупции
1. Определение ответственных должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» в каждом органе местного самоуправления необходимо создание (назначение) подразделения (должностных лиц) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. 
Подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений образуется локальным правовым актом.
В случае если создание подразделения невозможно по объективным причинам, то в целях организации эффективной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений необходимо определить не менее двух должностных лиц для обеспечения взаимозаменяемости сотрудников при временном отсутствии одного из них.
На должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее – лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений), рекомендуется возложить следующие полномочия:
организация исполнения нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
подготовка Плана мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления, обеспечение контроля их выполнения;
оказание муниципальным служащим и гражданам консультативной помощи по вопросам, связанным с применением нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
сбор и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления;
осуществление анализа и проверки:
достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы органа местного самоуправления и лиц, замещающих указанные должности;
соблюдения муниципальными служащими, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;
соблюдения гражданами, замещавшими должности муниципальной службы органа местного самоуправления, ограничений при заключении ими после увольнения с муниципальной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами;
ведение журналов регистрации уведомлений о получении подарков; о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; о выполнении иной оплачиваемой работы; о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов; учета проверок;
организационное обеспечение деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной в органе местного самоуправления, подготовка материалов к заседаниям комиссии и контроль исполнения принятых ею решений;
размещение на официальном сайте органа местного самоуправления в разделе «Противодействие коррупции» информации об антикоррупционной деятельности, нормативных правовых актов в данной сфере федерального, регионального и муниципального уровней, иных материалов по противодействию коррупции, их актуализация; 
организация правового просвещения муниципальных служащих по вопросам противодействия коррупции;
подготовка и своевременное предоставление информации об исполнении решений комиссии по координации работы по противодействию коррупции;  
подготовка и размещение на официальном сайте органа местного самоуправления информации о реализации муниципального Плана мероприятий по противодействию коррупции;
осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, иными государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации в целях реализации мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
осуществление иных функций в области противодействия коррупциив соответствии с нормативными правовыми актами.
Обязанности по осуществлению работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений должны быть четко определены в должностных инструкциях служащих.
2. Правовая основа деятельности органа местного самоуправления в сфере противодействии коррупции
Муниципальные нормативные правовые акты подлежат своевременному приведению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рекомендуется регулярно проводить мониторинг изменений и правоприменения нормативных правовых актов о противодействии коррупции, по итогам которого вносить соответствующие изменения в действующие либо разрабатывать новые правовые акты.
Проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления должны проходить антикоррупционную экспертизу в порядке, установленном органами местного самоуправления.
В органах местного самоуправления должны быть приняты нормативные правовые акты, утверждающие порядки уведомлений о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; о получении подарка; о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Кроме того, нормативными правовыми актами утверждаются следующие виды документов: 
План мероприятий по противодействию коррупции в органе местного самоуправления;
Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – Перечень должностей муниципальной службы);
Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования.
Целесообразно ознакомить каждого муниципального служащего с локальными правовыми актами в сфере противодействия коррупции под подпись. 
3. Планирование мероприятий по противодействию коррупции
Деятельность органа местного самоуправления должна осуществляться на плановой основе. Для этого необходимо разработать и утвердить План мероприятий по противодействию коррупции (далее – План).
При разработке (внесении изменений) Плана целесообразно обеспечить со соответствие мероприятий Национальной стратегии и Национальному плану противодействия коррупции, утвержденным указами Президента Российской Федерации, а также включение мероприятий, соответствующих плану администрации Абазинского муниципального района, в котором органы местного самоуправления по согласованию являются исполнителями.
В случае изменения законодательства по противодействию коррупции необходимо обеспечить своевременную корректировку Плана. Внесение изменений в План производится в порядке, установленном для его утверждения.
Как правило, План оформляется в табличной форме, которая содержит основополагающие графы: мероприятия по противодействию коррупции; ответственные исполнители; ожидаемый результат; срок выполнения.
Примерные направления мероприятий Плана:
- правовое обеспечение реализации антикоррупционных мер;
- антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
- профилактика коррупционных и иных правонарушений при прохождении муниципальной службы;
- реализация антикоррупционных механизмов в бюджетной сфере;
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- организация мониторинга эффективности противодействия коррупции;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и институтами гражданского общества, СМИ по вопросам противодействия коррупции.
Выполнение мероприятий Плана осуществляется ответственными исполнителями в установленные сроки. Срок выполнения отдельного мероприятия по противодействию коррупции зависит от его объема, содержания и варьируется от квартала, полугода – до года.
План подлежит размещению в разделе «Противодействие коррупции» на официальном сайте органа местного самоуправления.
Отчеты о выполнении мероприятий плана рассматриваются на совещаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Годовой отчет о выполнении мероприятий Плана размещается в разделе «Противодействие коррупции» на официальном сайте органа местного самоуправления.
4. Система мер по обеспечению соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных стандартов
Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивают соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей в сфере противодействия коррупции, установленных Федеральными законами от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», а также кодексом этики и служебного поведения муниципальных служащих, утвержденным правовым актом органа местного самоуправления.
4.1. Оценка коррупционных рисков
Лицам, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, необходимо проводить оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации органом местного самоуправления своих функций, а также вносить при необходимости изменения в Перечень должностей муниципальной службы.
Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными (трудовыми) обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) вопреки законным интересам общества и государства.
При оценке коррупционных рисков следует руководствоваться Методическими рекомендациями Минтруда России от 25.12.2014 № 18-0/10/В-8980 по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций.
По итогам оценки коррупционных рисков формируется и утверждается Перечень должностей муниципальной службы.
Основаниями для внесения изменений (дополнений) в Перечень должностей муниципальной службы могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций, мониторинга исполнения должностных обязанностей муниципальными служащими и т.д.
Лица, замещающие должности, включенные в указанный перечень, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
4.2. Сбор, анализ и обработка сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
В процессе проведения декларационной кампании необходимо проводить консультации, семинары с муниципальными служащими по проблемным вопросам заполнения справок о доходах.
Анализ представленных сведений осуществляется лицами, ответственными за профилактику коррупционных нарушений.
Размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется на официальном сайте органа местного самоуправления в порядке и сроки, установленные муниципальным правовым актом.
4.3. Обеспечение соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных процедур
Лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, организуют работу по реализации муниципальными служащими обязанностей по уведомлению представителя нанимателя в установленных правовыми актами случаях.
Уведомления подлежат обязательной регистрации в специальном журнале, который должен быть прошит и пронумерован.
4.3.1. В случае обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений он обязан уведомить об этом представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы (ч.1 ст. 9 Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Порядок уведомления о соответствующих фактах обращения, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя.
Невыполнение муниципальным служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы, либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конфиденциальность полученных сведений обеспечивается представителем нанимателя или по его поручению лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений.
4.3.2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотреноФедеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»  (ч. 2 ст. 11).
К иной оплачиваемой работе относится работа, связанная с трудовыми отношениями (на основании трудового договора) и с гражданско-правовыми отношениями (авторский договор, договор возмездного оказания услуг и т.п.). Уведомление представителя нанимателя необходимо осуществить до заключения трудового или гражданско-правового договора.
Порядок уведомления представителя нанимателя о намерении муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу утверждается правовым актом муниципального органа. 
4.3.3. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) (п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона  от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Муниципальный служащий уведомляет представителя нанимателя обо всех случаях получения им подарка в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями в сроки и в порядке, установленные муниципальным правовым актом. 
4.3.4. Муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
4.3.5. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в Перечень должностей муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили  в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном нормативным правовым актом (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
4.3.6. К функциям муниципального управления организацией относятся полномочия служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
К числу таких решений (проектов решений) можно отнести: принятие правовых актов и разработку (утверждение) муниципальных программ, связанных с регулированием осуществляемой заинтересованной организацией деятельности; оказание муниципальных услуг, получателем которых была заинтересованная организация; осуществление контроля и надзора в соответствующей сфере, в том числе в отношении заинтересованной организации; координацию и стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в соответствующей отрасли экономики, либо участников общественных отношений  в других сферах деятельности, в том числе и заинтересованной организации; управление подведомственными организациями, осуществляющими деятельность в той же сфере, что и заинтересованная организация.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в Перечень должностей муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (ч. 1, 2 ст. 12 Федеральным закономот 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
5. Организационные и разъяснительные меры по правовому и антикоррупционному просвещению муниципальных служащих
Применение организационных и разъяснительных мер по соблюдению муниципальными служащими антикоррупционных требований входит в обязанности лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений.
Примерный перечень таких мер:
5.1. Поступающим на муниципальную службу лицам, а также муниципальным служащим рекомендуется разъяснять установленные ограничения, запреты, требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, требования к служебному поведению, обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, а также ознакомить под подпись с нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней в данной сфере.
Дополнительно можно обеспечить служащего комплектом соответствующих документов (в бумажном или электронном виде), содержащим выписки из федерального законодательства о противодействии коррупции, правовых актов Карачаево-Черкесской Республике и органа местного самоуправления, методические материалы, кодекс этики и служебного поведения и др.
5.2. Вопросы на знание антикоррупционных требований рекомендуется включить в задания на конкурс (тесты или другие оценочные процедуры) при поступлении на службу, включении в кадровый резерв, проведении аттестации.
5.3.Обеспечение актуальности и доступности информации по вопросам противодействия коррупции осуществляется через:
наличие у лица, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений, поддерживаемого в актуальном состоянии комплекта документов (выписки из федерального и регионального законодательства о противодействии коррупции, правовые акты органа местного самоуправления, методические материалы для служащих, кодекс этики и служебного поведения и др.), как на бумаге, так и в электронном виде;
размещение информации по вопросам противодействия коррупции на сайте органа местного самоуправления: нормативно-правовой базы, памяток, рекомендаций, разъяснений, форм документов (заявлений, уведомлений, справок и т.д.), сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, информации о комиссии по соблюдению требованийк служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, мероприятиях по антикоррупционному просвещению, контактных телефонах и данных для отправки сообщений о коррупции, ответов на часто задаваемые вопросы.
5.4. В целях антикоррупционного просвещения муниципальных служащих рекомендуется организовать:
рассмотрение и разъяснение актуальных вопросов профилактики коррупции, новаций в антикоррупционном законодательстве на учебных семинарах, лекциях, практических занятиях по вопросам противодействия коррупции для муниципальных служащих, проводимых в органах местного самоуправления по мере необходимости, но не реже двух раз в год;
ознакомление с материалами судебной практики по вопросам привлечения к ответственности за нарушение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, требований к служебному поведению;
включение тематики противодействия коррупции в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
направление лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, кадровых служб на специализированные курсы.
5.5. Нормативно закрепить либо рекомендуется разработать формы следующих документов:
уведомление представителя нанимателя об обращении к муниципальному служащему в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
уведомление представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;
обращение бывшего муниципального служащего о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в организации работы (оказание услуги) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции управления организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
уведомление муниципального служащего о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
заявление служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
ходатайство о разрешении принять награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
уведомление об отказе в получении награды, почетного и специального звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
уведомление о получении подарка, заявление о выкупе подарка.
Лицам, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, перечисленные формы документов целесообразно иметь в бумажном виде для обеспечения возможности заполнения муниципальными служащими при обращении, а также разместить в электронном виде в соответствующем подразделе на официальном сайте и (или) во внутренней информационно-коммуникационной сети. Для учета указанных уведомлений, заявлений, обращений необходимо вести журналы их регистрации.
Рекомендуется разрабатывать памятки для муниципальных служащих (поступающим и увольняющимся), содержащих антикоррупционные требования.
В памятки для служащих включаются разъяснения по отдельным положениям антикоррупционного законодательства, информация о порядке действий в определенной ситуации. Они должны быть наглядными, краткими и понятными.
5.6. Консультирование муниципальных служащих по вопросам применения антикоррупционных требований на практике должно быть обеспечено в постоянном режиме с использованием всех доступных средств: лично, по телефону, в дистанционной форме (по электронной почте или с использованием специальной электронной формы), при этом необходимо обеспечить соблюдение конфиденциальности.
6. Выявление и урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести  к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Каждая ситуация, связанная с конфликтом интересов уникальна. Однако, можно выделить ряд ситуаций, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, среди них:
- выполнение отдельных функций муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего;
- нахождение родственников и иных близких лиц в служебной зависимости от должностного лица, неправомерное назначение их на должности, выплата им вознаграждений, принятие иных необоснованных решений кадрового характера;
- заключение муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего;
- предоставление со стороны служащего аффилированным лицам муниципальных услуг, грантов, субсидий из средств соответствующих бюджетов, выделение земельных участков для строительства объектов недвижимости и распределение иных ресурсов;
- владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями                        в уставных (складочных) капиталах организаций).
- выполнение иной оплачиваемой работы;
- получение подарков и услуг;
- имущественные обязательства и судебные разбирательства;
- взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы;
- явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
При оценке ситуации на предмет выявления конфликта интересов рекомендуется учитывать следующие признаки:
- диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние (прямой умысел), поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя;
- неправомерное оказание преимущества (например, незаконные компенсации, взятки, «откаты» и тайные выплаты, может быть что-либо имеющее ценность, расходы на поездки и фиктивные договоры, обещание предоставить или предоставлять неправомерное преимущество без конкретного решения в намерениях);
- причинение, возможное причинение реального вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
- наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения (например, должностное лицо контролирующего органа по результатам проверки принимает заведомо незаконное решение об освобождении руководителя организации, являющегося родственником, бывшим сослуживцем,от административной ответственности);
- извлечение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;
- получение или возможность извлечения материальной выгоды (с учетом конкретной ситуации) в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией муниципальным служащим своих полномочий.
Своевременное выявление конфликта интересов является одним из важных способов предотвращения коррупционных правонарушений.
Примеры мероприятий по выявлению случаев конфликта интересов:
- обработка и анализ информации, представляемой муниципальным служащем о себе в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при приеме на службу или назначении на новую должность;
- анализ  заявлений, обращений (в том числе и анонимных) от третьих лиц, которым стали известны факты конфликта интересов или возможности его возникновения;
проверка уведомлений муниципальных служащих о возникновении конфликта интересов либо о возможном конфликте интересов;
- анализ материалов, полученных из средств массовой информации.
Муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, может принять следующие меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов:
1) изменить должностное или служебное положение муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, в том числе отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей.
Так, в зависимости от сферы возникновения конфликта интересов, данная мера может быть применена в виде временного исключения служащего    из состава конкурсной комиссии, комиссии по размещению заказа, участников проверочных мероприятий и т.д. Необходимо учитывать, что основанием для отстранения муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей является соответствующее решение представителя нанимателя;
2) принять отказ муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Данная мера может быть реализована посредством представления муниципальным служащим в письменном виде на имя представителя нанимателя обязательства воздержаться от совершения определенных действий или возврата полученного имущества, если выгода уже получена;
3) инициировать отвод или принять самоотвод муниципального служащего. При этом отвод (самоотвод) служащего не связан с его отстранением от должности, а может касаться недопущения его к рассмотрению конкретного дела либо курирования определенного направления деятельности, принятия определенного управленческого решения, осуществления контроля деятельности определенной организации и т.п.;
4) отстранить муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы (не допускать к исполнению должностных (служебных) обязанностей) на период урегулирования конфликта интересов, а также проведения в отношении него проверочных мероприятий.
Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования.
В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
7. Обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов
Лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивает деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).
Комиссия должна быть создана в каждом органе местного самоуправления (Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»). 
Правовым актом органа местного самоуправления утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.
В целях привлечения представителей общественности к антикоррупционной работе рекомендуется включать в состав комиссии представителя общественного совета, образованного при органе местного самоуправления, иных институтов гражданского общества.
На сайте органа местного самоуправления рекомендуется размещать информацию о деятельности комиссии с учетом требований федерального законодательства о государственной тайне, Федерального закона                             от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (о проведенном заседании без указания должности, фамилии, имени, отчества муниципального служащего, в отношении которого рассматривались вопросы на заседании комиссии). 
8. Проведение проверок по фактам коррупционных правонарушений
По фактам коррупционных правонарушений проверки проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
Лицами, ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, обеспечивается проведение проверок:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных:
гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий Перечень должностей муниципальной службы, на отчетную дату;
муниципальными служащими, замещающими должности муниципальной службы, включенные в перечни, за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду;
б) достоверности и полноты сведений, представленных гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) соблюдения муниципальными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки, предусмотренной названным подпунктом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления муниципальных образований и их должностными лицами;
2) работниками кадровой службы;
3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
4) средствами массовой информации;
Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
В случае выявления в ходе анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера  нарушений либо установления обстоятельств, позволяющих усомниться в достоверности и полноте представленных сведений, представителю нанимателя готовится информация о целесообразности проведения проверки в отношении муниципального служащего, представившего данные сведения.
Проверке подлежат сведения за отчетный и два предшествующих года. При этом «два предшествующих года» – это максимальный период, за который можно проводить проверку. 
Проверка осуществляется на основании решения представителя нанимателя либо уполномоченного им должностного лица. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или муниципального служащего и оформляется в письменном виде.
По результатам проверки готовится доклад, в котором указываются:
- основание осуществления проверки, номер и дата приказа о назначении проверки, номер и дата уведомления, и способ его вручения;
- описание события нарушения;
- доказательства, свидетельствующие о совершении муниципальным служащим нарушения (в случае, если факт его совершения установлен);
- обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность муниципального служащего за совершенное нарушение (в случае, если факт его совершения установлен);
- вывод о подтверждении (не подтверждении) факта нарушения.
В процессе подготовки доклада важно правильно квалифицировать нарушение, так как от этого зависит мера ответственности муниципального служащего.
В докладе также должно содержаться одно из следующих предложений:
- о назначении гражданина на должность муниципальной службы; 
- об отказе гражданину в назначении на должность муниципальной службы;
- об отсутствии оснований для применения к муниципальному служащему мер юридической ответственности;
- о применении к муниципальному служащему мер юридической ответственности;
- о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Проведение служебных проверок по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальными служащими трудовых обязанностей регулируется статьями 192-195 Трудового Кодекса Российской Федерации.                 По фактам коррупционных правонарушений служебные проверки не проводятся.
9. Взаимодействие с институтами гражданского обществапо вопросам противодействия коррупции
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В целях повышения эффективности противодействия коррупции органами местного самоуправления осуществляется взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества в виде:
- привлечения к работе по совершенствованию антикоррупционного законодательства, проведению его мониторинга;
- рассмотрения (обсуждения) проектов нормативных правовых актов и проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- участия представителей институтов гражданского общества в деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
- проверки обращений граждан и организаций о коррупционных правонарушениях, совершенных служащими;
- мероприятий по формированию у служащих отрицательного отношения к коррупции;
- правового просвещения служащих;
- проведения среди населения социологических исследований, позволяющих оценить уровень коррупции и эффективность принимаемых антикоррупционных мер;
- создания информационно-просветительских программ (на телевидении, радиоканалах, в печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в сфере противодействия коррупции.
Указанные формы антикоррупционного взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества реализуются при проведении совместных совещаний, «круглых столов», конференций и иных организационных мероприятий. 
Эффективность взаимодействия должна оцениваться не только количеством совместных заседаний, но и количеством, а также качеством реализуемых антикоррупционных инициатив.
10. Рассмотрение обращений граждан и организаций по антикоррупционной тематике
Информацию для граждан и организаций о способах направления обращений в орган местного самоуправления и о процедурах их рассмотрения рекомендуется разместить:
а) на информационных стендах, посвященных антикоррупционной деятельности, установленных в общедоступном месте в помещениях органа местного самоуправления;
б) на официальном сайте органа местного самоуправления. 
Обращения граждан и организаций могут поступать в органы местного самоуправления следующим образом:
в письменном виде;
по телефону «горячей линии» («телефону доверия»);
на личном приеме граждан должностными лицами органа местного самоуправления;
с использованием информационно-коммуникационных сетей.
Работа с обращениями граждан и организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 
При наличии в обращениях граждан и организаций информации, относящейся к компетенции правоохранительных и иных органов, их следует направлять в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган сопроводительным письмом с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения, уведомив при этом гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006  № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Обращения граждан не могут являться основанием для проведения проверки. Вместе с тем, полученная таким образом информация может быть проанализирована лицом, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, и направлена представителю нанимателя в качестве доклада,по итогам рассмотрения которого факты, изложенные в обращении гражданина, могут являться основанием для инициирования проведения проверки.
11. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления о противодействии коррупции
Во исполнение требований законодательства в части информирования населения, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления (п. 3 ст. 3, п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008  № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.10.2013 № 530н) рекомендуется на официальном сайте органа местного самоуправления размещать информацию:
- о реализации мер по противодействию коррупции в органе местного самоуправления;
- о выполнении Плана мероприятий по противодействию коррупции.
Раздел с наименованием «Противодействие коррупции» рекомендуется расположить на главной странице сайта, который имеет соответствующие подразделы:
«Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»;
«Антикоррупционная экспертиза»;
«Методические материалы»; 
«Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
«Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов»;
«Доклады, отчеты, обзоры, статистическая и иная информация по вопросам противодействия коррупции»;
«Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»;
«Ответственные лица за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений»;
«Обратная связь для сообщений о фактах коррупции». 
Раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции, может содержать иные подразделы.
Обеспечение единого подхода к организации и проведению работы по размещению и наполнению подразделов по вопросам противодействия коррупции способствует повышению открытости и доступности информации, реализации прав граждан на получение достоверной информации о деятельности органа местного самоуправления в сфере противодействия коррупции.
скачать dle 12.1
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

redvid esle

Облако тегов

Архив новостей

Декабрь 2024 (2)
Ноябрь 2024 (12)
Октябрь 2024 (15)
Сентябрь 2024 (2)
Август 2024 (3)
Июль 2024 (3)
^