Во исполнение требований части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» распоряжением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 5 апреля 2017 г. №123-р при Управлении Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике создана апелляционная комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В состав апелляционной комиссии включены по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Председателем апелляционной комиссии назначен заместитель руководителя Управления Росреестра по Карачаево-Черкесской Республики Ордоков А.Б., заместителем председателя апелляционной комиссии является представитель национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров- Збарская Т.П.
Порядок формирования, работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193.
В апелляционную комиссию могут быть обжалованы решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7-10, 19-21, 24-35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Заявление об обжаловании решения о приостановлении представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в течение 30 дней с даты принятия такого решения по адресу КЧР, г. Черкесск, ул.Красноармейская,144; по аресу электронной почты 09_upr@rosreestr.ru, телефон для справки 8 (8782) 20 22 52, 20 52 72, следующими лицами:
- физическим или юридическим лицом, представившим заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы (далее - заявление) в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представителем;
- кадастровым инженером, изготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении;
- представителем юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении.
В случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.
В заявлении об обжаловании решения о приостановлении указываются:
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты - для физических лиц; полное наименование юридического лица, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты - для юридических лиц);
- сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации);
- дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении;
- дата и номер решения о приостановлении;
- обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Заявление об обжаловании решения о приостановлении и надлежащим образом оформленная доверенность представляются в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети « Интернет», включая единый портал.
Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное на бумажном носителе подписывается заявителем с указанием фамилии и инициалов.
Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленные в форме электронного документа, должно быть подписано усиленной квалифицированной подписью заявителя. Средства электронной подписи должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством РФ и совместимы со средствами электронной подписи, применяемой органом регистрации прав.
В случае, если заявление об обжаловании решения о приостановлении представлено с нарушением требований, установленных в пунктах 20 - 25, 28, 29 и 30 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 № 193, апелляционная комиссия отказывает в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении, о чем в течение трех рабочих дней информирует заявителя.
Повторная подача заявления об обжаловании решения о приостановлении в отношении одного и того же решения органа регистрации прав не опускается.
В отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:
- об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;
- об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;
- об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Решение принимается апелляционной комиссией в срок не более чем 30 дней со дня регистрации секретарем апелляционной комиссии заявления об обжаловании решения о приостановлении.
О принятом решении апелляционная комиссия информирует заявителя в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения по указанному в заявлении адресу электронной почты. Решение апелляционной комиссии направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью председателя комиссии или его заместителя.
Копии принятых решений, копии протоколов заседания апелляционной комиссии представляются заинтересованным лицам органом регистрации прав, принявшим решение о приостановлении, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего обращения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (Далее – Управление) с 01.01.2017, с момента введение в действие Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон о регистрации), наряду с осуществлением государственной регистрации прав, осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимости.
С момента введение в действие указанного закона уже прошло более 3 месяцев. В Управлении сложилась определенная практика реализации данного нормативного акта. В целом новшества законодательства направлены на облегчения процедуры регистрации и кадастрового учета недвижимости. Реализована возможность осуществления государственной регистрации и государственного кадастрового учета одновременно.
Кроме того гражданам и юридическим лицам предоставлено право подавать заявления о государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета по «экстерриториальному принципу» в рамках всего государства ( подать заявление о государственной регистрации можно в любом месте страны вне зависимости от места расположения объекта недвижимости).
Вместе с тем, на ряду, с указанными положительными моментами, к сожалению, имеют место и трудности, с которыми сталкиваются жители нашей республики, да и в целом страны. Зачастую указанные трудности и проблемы обусловлены недостаточной осведомленностью граждан о новых правилах проведения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета.
Одной из основных сложностей, с которой столкнулось население, является отсутствие у заявителей разрешительной документации на жилые дома. В соответствии с п. 7 ст. 70 Закона о регистрации до 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Следует отметить, что в сельской местности (а большая часть нашей республики сельская) гражданам, построившим дома до 1992 года, разрешение на строительство не выдавалось. При этом граждане, которые возвели индивидуальные жилые дома до 1992 года в состав технического плана в качестве разрешения на строительство могут включить копии (в том числе и архивные):
- документа о предоставлении, приобретении земельного участка с видом разрешенного использования, позволяющим осуществлять застройку;
- договора о предоставлении земельного участка под застройку, о праве на застройку и т.п., заключенного с уполномоченным органом государственной власти в порядке, действовавшем в период строительства такого объекта.
Относительно индивидуального жилого дома который возведен с 1992 года по 2004 год (до введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации)отмечаем, что в состав приложения к техническому плану могут включаться в качестве разрешения на строительство копия документа (в том числе и архивная) или архивная выписка из документа, выданного в порядке , действовавшем в период строительства объекта и подтверждающего разрешение на осуществление строительства такого объекта.
Кроме того хотелось бы отметить что с нового года изменился порядок государственной регистрации и кадастрового учета на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
При этом до недавнего времени в Управление поступали технические планы без указанных разрешительных документов, что приводило к большому количеству приостановлений и отказов в регистрации. Нами предприняты были серьезные шаги для улучшения ситуации. Проведены были совещания с участием представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей органов технической инвентаризации, нотариусами, представителями МФЦ и иными представителями профессиональных сообществ, задействованных в процедурах кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Еще одним нововведением Закона о регистрации направленным на облегчение оформление прав заявителей является то, что в соответствии со ст. 19 указанного закона Орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Кроме того, орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта.